Боди-арт - какая техника подойдет вам?
29 Января 2013
Антропологи и ученые из других областей науки давно начали изучать кожу как интерфейс и платформу для невербальной коммуникации не только между человеком и внешним миром (с другими людьми или, в некоторых культурах, с духами), но также - между собственными телом и душой. Некоторые религиозные традиции считают любое украшение тела (красной, татуировками или пирсингом) разрушением идеальной формы, которой является человек. Однако, во многих других традициях «неукрашенные» люди не считаются полноценными людьми. В культурах, представители которых придерживаются таких традиций, боди арт считается тем, что отличает человека от животного мира, или от людей из других групп или кланов. Коренные жители Бафии (Камерун) считают, что человек, чье тело ничем не украшено, похож на свинью или шимпанзе; индейцы мбайя (не путать с майя), живущие в Южной Америке, убеждены, что нераскрашенное тело может быть только у невежественного человека. Роспись на теле и ее популярность Раскрашивание лица стало традицией и породило огромную индустрию в современном западном мире; сегодня многие женщины без макияжа не чувствуют себя достаточно привлекательными и даже - полностью одетыми. Понятие макияжа в нашей культуре ограничено - оно относится только к краске на лице и ногтях, но относительно недавно стал набирать популярность боди арт - раскрашивание любых частей тела. Для нас боди арт служит всего лишь еще одним способом самовыражения, но на протяжении тысячелетий представители разных культур раскрашивали свои тела не только по эстетическим причинам, но и для обозначения своей принадлежности к той или иной группе, для проведения многообразных обрядов и церемоний. В разных уголках мира традиции того, что сейчас принято называть боди артом, менялись - появлялись новые методы, краски, техники, где-то боди арт утрачивал свою популярность, где-то - укреплял свои позиции. Несмотря на это роспись по телу у разных племен и культур никогда не носит случайный характер, и ее нельзя изучать как отдельное явление; напротив, ее традиции становятся понятны связи с социальными, религиозными и политическими концептами. Неслучайно многие узоры, которые представители тех или иных культур наносят на свои тела, также вырезают или рисуют на стенах своих жилищ, на посуде, оружии, инструментах труда - на всем, что так или иначе связано с образом жизни, философией и идеями народа. Из истории Наскальная живопись говорит о том, что мужчины и женщины украшали свои тела с Верхнего Палеолита (50000 - 10000 лет назад). Красками наших прародителей обеспечивала окружающая среда: они использовали красную и желтую глину (охру), белую известь, черный уголь и магний, растительные красители, и секрет насекомых. Роспись по телу тесно связана с развитием языка, абстрактного мышления и творчества, которые позволяли людям познавать мир новыми квазирелгиозными способами. По мере того, как общества охотников и собирателей становились оседлыми, боди арт совершенствовался. Ко времени возникновения первых цивилизаций в Египте, Месопотамии и Анатолии (территория современной Турции) женщины из высших социальных слоев уже превратили искусство росписи лица в, на современном языке, модный тренд. В косметичкеКосметичка: незаменимые средства для безукоризненного макияжа знатной и богатой жительницы древнего Египта были палетки, кисточки, пудра, содержащая свинец, маски для лицаМаски для лица - так ли они полезны? из яичного белка, кармин или красная охра для щек и губ, зеленые малахитовые тени для векТени для век - вам кремовые или твердые?, черная краска из угля для глаз и бровей. Данные археологических и этнографических исследований говорят о том, что роспись по телу и татуировки были широко распространены в доколумбовой Америке по разным причинам. До колонизации почти все североамериканские племена использовали те или формы росписи по телу для войны, охоты, ритуалов и танцев. Но наибольшее значение боди арт имел среди жителей прерий, например, племен Понка и Осейджи, живших на территориях современных штатов Небраска, Оклахома, Канзас и Миссури. Считается, что краска, которую использовали эти племена, и привела к появлению понятия «краснокожий», ставшего общим и несколько уничижительным словом, которым европейцы в 18 и 19 веке называли всех коренных жителей Америки. В Мезоамерике (сегодня это центральная Америка) божества связывали с различными цветами; например, Тескатлипока, ацтекский бог-творец и разрушитель в одном лице, был черным, а Уицилопочтли - бог солнца и войны - синим. Нанося соответствующие краски на тело, люди надеялись умилостивить богов, которые могли даровать свое благословение в виде здоровых и сильных детей, богатого урожая или успеха на поле боя. 9 апреля 1800 года, во время своего путешествия по Венесуэле, немецкий натуралист и исследователь Александр фон Гумбольдт записал в своем дневнике: «Красная краска, можно сказать - это единственная одежда, которую носят индейцы. Большинство миссионеров в Нижнем и Верхнем Ориноко разрешают своим индейцам раскрашивать кожу. Здесь человек высокого роста за две недели работы с трудом может заработать на достаточное количество chica (вид растительной краски), чтобы раскрасить себя в красный цвет. Жители регионов с умеренным климатом называют человека бедным, если «он не может заработать себе на одежду». Индейцы говорят «человек настолько бедный, что он не может раскрасить половину своего тела». Некоторые индейцы не довольствуются тем, чтобы просто равномерно покрыть свое тело краской. Иногда они имитируют европейскую одежду, рисуя ее на теле. Например, один индеец рисовал на своей коже синий пиджак и черные пуговицы… это была работа, требующая огромного терпения. Это еще более удивительно, если учесть, что рисунок, созданный с такой тщательностью, легко смывается ливнем. Некоторые нации разукрашивают себя, чтобы отмечать определенные праздники, другие покрывают себя краской круглый год». |